Автомат, робот или вариатор — что лучше

Автомат, робот или вариатор

Наряду с общепринятыми механическими коробками широкое распространение получили «автоматы» и вариаторы, а роботизированные системы и вовсе можно назвать инновационными. Как же понять, что лучше?

Прежде всего, нужно ознакомиться с каждым из видов, выделить основные принципы его работы, а также отметить положительные и отрицательные стороны применения. Механические трансмиссии трогать не будем – написано про них немало, а ничего принципиально нового в их работе не появилось. Лучше уделим внимание коробкам, имеющим способности автоматического управления, сводящего участие водителя в процессе вождения к минимуму. Сегодняшняя статья будет посвящена «автоматам», «роботам» и вариаторам.

«Автомат»

Автоматическая коробка передач

Гидротрансформаторные автоматические трансмиссии – это классика автомобилестроения. Именно их производство началось более 100 лет назад и они стали первыми в своём роде, а их количественное внедрение за все эти годы и не думает идти на спад.

Основными устройствами автоматической коробки выступают:

— Гидротрансформаторный блок, играющий роль сцепления. Его основное назначение – передача крутящих усилий двигателя к основным узлам самой коробки. Он смягчает вибрационные явления и выступает основным приводом для масляного трансмиссионного насоса, работающего исключительно при заведенном двигателе;

— Планетарный ряд — блок шестеренок, занимающийся изменением передаточного числа;

— Фрикционы – узел, осуществляющий непосредственное переключение передач (признано считать самым слабым «органом» в автомате, чаще всего страдает при резком разгоне и сильных нагрузках);

— Устройство управления – сложноустроенная система, выполняющая функции оперативного управления трансмиссией.

В плане надежности из всех автоматизированных трансмиссий «автомат» является бесспорным фаворитом. Основные преимущества — это потрясающая плавность переключения и точность работы, а так же возможности ручного управления передачами.

К «минусам» отнесем посредственную динамику разгона, чрезвычайную требовательность к условиям эксплуатации и, конечно же, повышенный уровень топливного потребления автомобиля.

Вариатор

Вариатор

Основными частями вариаторных коробок являются диски конической формы и клиновидная ременная передача, осуществляющая их взаимодействие. Существуют и вариаторы, имеющие вместо ремня набор роликов. Они называются тороидными. Подробнее об устройстве вариатора можно почитать в статье: Что такое вариатор, его устройство и принцип работы.

Принцип работы клиновидного вариатора заключается в плавном изменении диаметра вращения ремня, происходящего за счет сближения и отдаления дисков. При сближении клиновидный ремень выталкивается на внешний контур, увеличивая радиус пробега и, одновременно с этим, повышая передаточное число. При отдалении ременная передача, наоборот, сокращает свою траекторию, понижая передаточный коэффициент.

При первичном старте движения задействуется либо гидротрансформатор, либо классическое сцепление с автоматическим управлением, выполненные отдельным функциональным узлом. Как только машина тронулась с места, данный вспомогательный блок отключается.

Каковы плюсы и минусы вариаторов?

Основное и главное преимущество таких видов КПП — это мягкость хода. Переключение диапазонов во время поездки совершенно не ощущается (эффект троллейбуса). На сегодняшний день, вариатор по-прежнему считается самой экономичной и комфортной коробкой передач.

Главным отрицательным фактором выступает их срок службы, в среднем они «ходят» по 100-150 тысяч км., после чего с ними начинаются какие либо проблемы (проскальзывание ремня, сильные толчки при позднем срабатывании стартового пакета и т.д), в плоть до полного отказа агрегата (обрыв ремня, отказ датчиков и т.д). В лучшем случае проблема решается заменой масла и фильтров, промывкой гидроблока и калибровкой стартового пакета, в худшем — заменой самого вариатора.

Ограниченный срок службы этих трансмиссий связан с тем, что они больше всех не любят сильных нагрузок (резкий старт с места, пробуксовка в натяжку, буксирование), а так же нуждаются в частой замене трансмиссионной жидкости и фильтрующих элементов — примерно раз в 30-40 тыс.км. Многие пренебрегают этими правилами и в итоге получают много неприятностей, связанных с вариатором.

Вариаторы до сих пор используются исключительно в легковых автомобилях и мотоциклах. Их функционирование в коммерческом грузовом транспорте невозможно из-за повышенных трансмиссионных нагрузок.

«Робот»

Робот

Роботизированные коробки – это последнее слово технологического прогресса. Они представляют собой несколько модернизированную механическую трансмиссию, дополненную автоматическим сцеплением.

Модернизация заключается в том, что коробка имеет два передаточных ряда, отвечающих за четные и нечетные ступени соответственно. По сути, устройство «робота» подразумевает одновременную работу сразу двух передач, при которой одна действительно будет плодотворно функционировать, а вторая будет работать вхолостую, из-за разомкнутого сцепления. Как только возникает необходимость повышения передаточного числа, сцепление предыдущей передачи разомкнется, автоматически замкнув сцепление следующей ступени, запустив её таким образом в работу.

Первоначальные версии роботизированных коробок не могли выполнять данное переключение без кратковременной потери мощности, так как были оборудованы лишь одним узлом сцепления. Со временем блоков сцепления стало два, а их деятельность синхронизировалась по принципу, описанному выше.

Основным «плюсом» «роботов» является их потрясающая экономичность. Удивительно, но по этому показателю они опередили даже механику, но совсем чуть-чуть не дотянули до вариатора. Отметим и отличную динамику их работы. «Задумчивость» гидротрансформаторных «автоматов» для них совершенно не характерна.
Без «минусов», увы, не обошлось. Он всего один, но весьма важный, — цена применения. Себестоимость современных роботизированных коробок чрезвычайно высокая, что делает невозможным их массовое распространение.

Основная проблема роботизированных коробок заключается в том, что «сцепление» постоянно находится под большой нагрузкой и не все владельцы таких авто знают, что на светофорах нужно переводить селектор КПП в нейтральное положение, таким образом узел сцепления прослужит гораздо дольше.

 

Что же лучше – «автомат», вариатор или «робот»? У каждой коробки имеются свои сильные стороны и недостатки. Исходя из их функциональности, однозначный победитель – «робот». Экономичность и продуктивность его работы оставляют конкурирующие типы трансмиссий далеко позади. К сожалению, всю картину портит стоимость его внедрения. Говоря о перспективах применения перечисленных автоматических коробок, уверенно заявляем, что ни одна из них с автомобильного рынка в ближайшее время не сойдет. Более того, допускаем, что каждая из трансмиссий наверняка продолжит свое эволюционное совершенствование.



Возможно Вас так-же заинтересует:

Стойки стабилизатора какой фирмы лучше выбрать
Мы уже говорили о том, что такое стойки стабилизатора, для чего нужны и какую функцию они выполняют в подвеске автомобиля. Добавим лишь, что на ...
Полезные советы по подготовке автомобиля к зиме
Для опытных водителей осенняя пора – это время хлопот. Ведь именно сейчас нужно тщательно подготовиться к зиме. Результатом ответственного подхода станет стабильная работа всех ...
Что такое раскоксовка двигателя и как она делается
При покупке автомобиля важным фактором является не только его стоимость, но и цена возможного ремонта. Многие автолюбители задумываются о том, во сколько обойдется замена ...
Что такое стойка стабилизатора в подвеске
Стойки стабилизатора (в среде специалистов принято называть линки, кости или яйца) – расходный элемент в подвеске автомобиля, который крепится непосредственно к самому стабилизатору поперечной ...
Как выбрать мотоэкипировку
Как известно, ключевой задачей мотоциклетной экипировки является защита. При этом эстетическая привлекательность находится далеко не на первом месте. Разумеется, всем хочется выглядеть хорошо, поэтому ...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*