Автомат, робот или вариатор — что лучше

Автомат, робот или вариатор

Наряду с общепринятыми механическими коробками широкое распространение получили «автоматы» и вариаторы, а роботизированные системы и вовсе можно назвать инновационными. Как же понять, что лучше?

Прежде всего, нужно ознакомиться с каждым из видов, выделить основные принципы его работы, а также отметить положительные и отрицательные стороны применения. Механические трансмиссии трогать не будем – написано про них немало, а ничего принципиально нового в их работе не появилось. Лучше уделим внимание коробкам, имеющим способности автоматического управления, сводящего участие водителя в процессе вождения к минимуму. Сегодняшняя статья будет посвящена «автоматам», «роботам» и вариаторам.

«Автомат»

Автоматическая коробка передач

Гидротрансформаторные автоматические трансмиссии – это классика автомобилестроения. Именно их производство началось более 100 лет назад и они стали первыми в своём роде, а их количественное внедрение за все эти годы и не думает идти на спад.

Основными устройствами автоматической коробки выступают:

— Гидротрансформаторный блок, играющий роль сцепления. Его основное назначение – передача крутящих усилий двигателя к основным узлам самой коробки. Он смягчает вибрационные явления и выступает основным приводом для масляного трансмиссионного насоса, работающего исключительно при заведенном двигателе;

— Планетарный ряд — блок шестеренок, занимающийся изменением передаточного числа;

— Фрикционы – узел, осуществляющий непосредственное переключение передач (признано считать самым слабым «органом» в автомате, чаще всего страдает при резком разгоне и сильных нагрузках);

— Устройство управления – сложноустроенная система, выполняющая функции оперативного управления трансмиссией.

В плане надежности из всех автоматизированных трансмиссий «автомат» является бесспорным фаворитом. Основные преимущества — это потрясающая плавность переключения и точность работы, а так же возможности ручного управления передачами.

К «минусам» отнесем посредственную динамику разгона, чрезвычайную требовательность к условиям эксплуатации и, конечно же, повышенный уровень топливного потребления автомобиля.

Вариатор

Вариатор

Основными частями вариаторных коробок являются диски конической формы и клиновидная ременная передача, осуществляющая их взаимодействие. Существуют и вариаторы, имеющие вместо ремня набор роликов. Они называются тороидными. Подробнее об устройстве вариатора можно почитать в статье: Что такое вариатор, его устройство и принцип работы.

Принцип работы клиновидного вариатора заключается в плавном изменении диаметра вращения ремня, происходящего за счет сближения и отдаления дисков. При сближении клиновидный ремень выталкивается на внешний контур, увеличивая радиус пробега и, одновременно с этим, повышая передаточное число. При отдалении ременная передача, наоборот, сокращает свою траекторию, понижая передаточный коэффициент.

При первичном старте движения задействуется либо гидротрансформатор, либо классическое сцепление с автоматическим управлением, выполненные отдельным функциональным узлом. Как только машина тронулась с места, данный вспомогательный блок отключается.

Каковы плюсы и минусы вариаторов?

Основное и главное преимущество таких видов КПП — это мягкость хода. Переключение диапазонов во время поездки совершенно не ощущается (эффект троллейбуса). На сегодняшний день, вариатор по-прежнему считается самой экономичной и комфортной коробкой передач.

Главным отрицательным фактором выступает их срок службы, в среднем они «ходят» по 100-150 тысяч км., после чего с ними начинаются какие либо проблемы (проскальзывание ремня, сильные толчки при позднем срабатывании стартового пакета и т.д), в плоть до полного отказа агрегата (обрыв ремня, отказ датчиков и т.д). В лучшем случае проблема решается заменой масла и фильтров, промывкой гидроблока и калибровкой стартового пакета, в худшем — заменой самого вариатора.

Ограниченный срок службы этих трансмиссий связан с тем, что они больше всех не любят сильных нагрузок (резкий старт с места, пробуксовка в натяжку, буксирование), а так же нуждаются в частой замене трансмиссионной жидкости и фильтрующих элементов — примерно раз в 30-40 тыс.км. Многие пренебрегают этими правилами и в итоге получают много неприятностей, связанных с вариатором.

Вариаторы до сих пор используются исключительно в легковых автомобилях и мотоциклах. Их функционирование в коммерческом грузовом транспорте невозможно из-за повышенных трансмиссионных нагрузок.

«Робот»

Робот

Роботизированные коробки – это последнее слово технологического прогресса. Они представляют собой несколько модернизированную механическую трансмиссию, дополненную автоматическим сцеплением.

Модернизация заключается в том, что коробка имеет два передаточных ряда, отвечающих за четные и нечетные ступени соответственно. По сути, устройство «робота» подразумевает одновременную работу сразу двух передач, при которой одна действительно будет плодотворно функционировать, а вторая будет работать вхолостую, из-за разомкнутого сцепления. Как только возникает необходимость повышения передаточного числа, сцепление предыдущей передачи разомкнется, автоматически замкнув сцепление следующей ступени, запустив её таким образом в работу.

Первоначальные версии роботизированных коробок не могли выполнять данное переключение без кратковременной потери мощности, так как были оборудованы лишь одним узлом сцепления. Со временем блоков сцепления стало два, а их деятельность синхронизировалась по принципу, описанному выше.

Основным «плюсом» «роботов» является их потрясающая экономичность. Удивительно, но по этому показателю они опередили даже механику, но совсем чуть-чуть не дотянули до вариатора. Отметим и отличную динамику их работы. «Задумчивость» гидротрансформаторных «автоматов» для них совершенно не характерна.
Без «минусов», увы, не обошлось. Он всего один, но весьма важный, — цена применения. Себестоимость современных роботизированных коробок чрезвычайно высокая, что делает невозможным их массовое распространение.

Основная проблема роботизированных коробок заключается в том, что «сцепление» постоянно находится под большой нагрузкой и не все владельцы таких авто знают, что на светофорах нужно переводить селектор КПП в нейтральное положение, таким образом узел сцепления прослужит гораздо дольше.

 

Что же лучше – «автомат», вариатор или «робот»? У каждой коробки имеются свои сильные стороны и недостатки. Исходя из их функциональности, однозначный победитель – «робот». Экономичность и продуктивность его работы оставляют конкурирующие типы трансмиссий далеко позади. К сожалению, всю картину портит стоимость его внедрения. Говоря о перспективах применения перечисленных автоматических коробок, уверенно заявляем, что ни одна из них с автомобильного рынка в ближайшее время не сойдет. Более того, допускаем, что каждая из трансмиссий наверняка продолжит свое эволюционное совершенствование.



Возможно Вас так-же заинтересует:

Какие товары для автомобиля можно купить в интернете?
С каждым днем все большее количество автомобилистов покупает необходимые товары для транспортных средств именно в интернете. И это вовсе не удивительно, ведь такой способ ...
Безопасное вождение: правильный выбор шин
Выбор шин для автомобиля любой модели включает ряд действий, выполнение которых гарантирует удачную покупку. В первую очередь следует учесть обязательные критерии, среди которых – ...
Стойки стабилизатора какой фирмы лучше выбрать
Мы уже говорили о том, что такое стойки стабилизатора, для чего нужны и какую функцию они выполняют в подвеске автомобиля. Добавим лишь, что на ...
Полезные советы по подготовке автомобиля к зиме
Для опытных водителей осенняя пора – это время хлопот. Ведь именно сейчас нужно тщательно подготовиться к зиме. Результатом ответственного подхода станет стабильная работа всех ...
Что такое раскоксовка двигателя и как она делается
При покупке автомобиля важным фактором является не только его стоимость, но и цена возможного ремонта. Многие автолюбители задумываются о том, во сколько обойдется замена ...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*