Что такое катализатор в машине и для чего он нужен

Что такое катализатор в машине и для чего он нужен

Катализатор автомобиля, а если говорить правильно — каталити́ческий конве́ртер-нейтрализа́тор, один из важных элементов выхлопной системы. Сегодня им оснащаются все современные автомобили, выпускаемые с конвейера. Некоторые автолюбители, не понимая, что такое катализатор в машине, демонтируют его ради увеличения мощности мотора.

Для чего нужен катализатор в автомобиле

Нормами единого европейского стандарта регламентируется содержание CO (окиси углерода), CH (углеводородов) и NO в выхлопных газах. Катализатор в автомобиле служит для снижения концентрации вредных соединений, путём нейтрализации их.

Каждый, кто изучал курс химии в школе, должен помнить, «кто такие» катализаторы и что такое катализ. Схожие процессы происходят и в самом каталитическом нейтрализаторе.

Как это происходит?

На картинке хорошо видно из чего состоит катализатор — многочисленные керамические либо металлические соты покрытые слоем сплава из радия, палладия и платины. Как раз при соприкосновении вредных соединений с этими химическими элементами под воздействием тепла и происходит процесс окисления (катализации), благодаря чему концентрация вредных веществ в выхлопных газах снижается. На выходе получаем безвредную воду, азот, и углекислый газ

Еще одна функциональная особенность катализатора – разбиение потока выхлопных газов. По сути, он является первичным резонатором и располагается в выпускном коллекторе – между двигателем и глушителем.

Какие же недостатки имеет конструкция?

  • быстрый выход из строя при использовании топлива низкого качества. В низкосортном бензине содержится ядовитое металлоорганическое соединение — тетраэтилсвинец. В основном применяется как антидетонирующая присадка, повышающая октановое число топлива. Со временем соты катализатора забиваются этим веществом, и пропускная способность снижается;
  • хрупкость керамики: при езде по плохим дорогам катализаторы часто повреждаются. Иногда вместо керамических катализаторов устанавливаются металлические, они гораздо прочнее, но в большей степени подвержены коррозии и дороже

Забитый катализатор
Забитый катализатор

Cуществует ли альтернатива катализатору?

Снять катализатор и забыть о нём можно, но если вы проходите техосмотр, то прибор может выявить превышение концентрации вредных веществ. К тому же длительная эксплуатация без каталитического нейтрализатора приводит к прогоранию резонаторов глушителя и выпускного коллектора.

Однако есть и альтернативное решение – это пламегаситель. Для гашения колебаний устройство выполняется из двух слоёв нержавеющей стали. Это позволяет снизить вибрацию внутреннего слоя, за счёт наружного (если в конструкции используется толстые листы стали, то корпус выполняется однослойным).

Пламегаситель состоит из нескольких камер, а в некоторых модификациях для увеличения срока службы монтируется диффузор-рассекатель с наполнением или без. Преимущества пламегасителя налицо: соотношение цены и качества, высокая прочность.

При использовании пламегасителей степень концентрации вредных веществ всё же выше, поэтому не всегда можно уложиться в нормы EЕС.

Пламегаситель
Пламегаситель

Можно пойти другим путём – купить универсальный катализатор. Он стоит дешевле штатных аналогов (уложиться можно в 10 000 р., вместо 50 000р.). Плюс в том, что не придётся перестраивать работу автомобильного процессора.

Итак, мы выяснили, для чего нужен катализатор в автомобиле и сделали обзор альтернативных решений. Итог следующий: если устройство вышло из строя, то для экономии средств возможна установка пламегасителя или универсального катализатора.



Возможно Вас так-же заинтересует:

Ремонт рулевой рейки или замена?
Не будем углубляться в строение рулевого механизма, скажем только то, что сама по себе рулевая рейка, а именно её механическая составляющая - абсолютно не ...
Антикорозийка для авто, какая лучше
Антикор это специальное средство для защиты металла от воздействия на него внешних факторов. В случае с кузовом автомобиля это различные реагенты, абразивные частицы грунта, ...
Тормозные диски какой фирмы лучше выбрать
У кого-то раньше у кого-то позже наступает момент, когда требуется замена тормозных дисков. Не будем рассказывать, для чего он служит, и как работает, об ...
Что такое вариатор, его устройство и принцип работы
За время существования автомобильной промышленности инженерами было разработано несколько типов трансмиссии. Они имеют разную степень распространения, однако их разнообразие весьма широко. Одним из таких ...
Самые распространенные неисправности АКПП
Автомобили с автоматическими коробками передач получили широчайшее распространение, так как водить их гораздо проще, чем машины с механическими коробками. Современные трансмиссии отличаются надежностью. Однако ...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*