Как правильно подключить автомобильный усилитель

Подключения автомобильного усилителя

Развитие автомобильного звука проходит в двух направлениях: SQ и SPL. Первое из них характеризуется таким субъективным понятием, как качество звука, а второе – звуковым давлением, которое можно измерить аппаратными средствами.
Одним из параметров, отличающих системы SQ и SPL, является мощность усилителя. Система SQ чаще всего строится от среднечастотного диапазона для получения сбалансированного звучания. Усилители SPL рассчитаны на работу с большим количеством низов и субнизов, поэтому чаще всего их мощность заметно выше. Правильное подключение питания автомобильного усилителя является одним из требований как для обеспечения энергетической эффективности системы, так и для получения качественного звука (отсутствие клиппирования, минимизация фона).  

Расчёт сечения кабеля для усилителя

Аудиосистемы в автомобилях являются серьезными потребителями энергии, особенно если в них присутствует несколько усилителей. Любой проводник имеет такую характеристику как сопротивление, вызывающую его нагрев. Чем больше диаметр провода, тем сопротивление ниже, поэтому правильно подобранное сечение является гарантией того, что кабель не перегорит и не нарушится целостность его изоляции.

Для начала необходимо определить силу тока в проводнике для имеющегося усилителя. Для этого необходимо обратиться к технической документации усилителя и узнать его RMS (номинальную мощность).

Например, у нас имеется четырехканальный усилитель с номинальной мощностью 40 Вт на канал, т.е:
4 × 40 = 160 Вт

Далее высчитывается пиковая (максимальная мощность), которая примерно в два раза превышает RMS:
160 × 2 = 320 Вт

Напряжение, подходящее для питания большинства потребителей в автомобильной сети, может находиться в диапазоне 13 – 14 В. Сила тока определяется как отношение мощности к напряжению.
320 ÷ 13 = 24, 6 А

Если усилитель не один, такой же расчёт необходимо произвести для каждого из них, после чего измерить необходимую длину кабеля от АКБ до потребителя, поскольку от длины кабеля также зависит общее сопротивление, а соответственно и падение напряжения.
После этого выбирается сечение кабеля из таблицы. В ней уже учтены изменения напряжения на клеммах и контактах, а также длина заземляющей линии.

Столбец «Мощность» соответствует усилителям с КПД 50%, в других случаях в расчёт необходимо брать только силу тока.

Расчет сечения кабеля усилителяСредняя длина от АКБ до багажника в седане, где будут располагаться усилители, составляет 4,5 — 5 метров. Получается, что для нашего четырехканальника будет достаточно кабеля сечением 10 квадратов (7 AWG) при длине 4,6 метра.

Как выполнить монтаж силового кабеля

Монтаж силового кабеля

Одним из условий надёжности всей системы является правильный монтаж и укладка силового кабеля. Прежде всего необходимо понимать, что качество материалов и комплектующих является приоритетным в этом вопросе, поскольку падение напряжения зависит не только от длины и диаметра проводника, но также и от удельного сопротивления материала, из которого он сделан. Поэтому кабель из бескислородной меди будет в разы надёжнее биметаллического омеднённого суррогата.

Места коммутации являются одними из наиболее вероятных точек отказа системы. Это может быть связано с некачественным контактом, вызванным слабой утяжкой и окислением. Чтобы избежать этого, для монтажа необходимо использовать специальные клеммы, изготовленные из меди. Они подбираются по диаметру кабеля и фиксируются на нём при помощи ручного гидравлического пресса. Использование тисков, молотка и других подручных средств может не дать соответствующего результата, а самостоятельное изготовление пресс-форм экономически нецелесообразно для разового применения. После опрессовки места контакта кабеля и клеммы изолируются при помощи термоусадочной трубки или изоленты. Перед монтажом с контактных поверхностей клемм окислы необходимо удалить абразивной шкуркой.

Плюсовой провод подсоединяется к соответствующей клемме аккумулятора. При небольшой мощности системы минус можно взять от кузова автомобиля, но при этом необходимо обеспечить надёжный контакт. Организация отдельного минуса от АКБ в любом случае не будет хуже и обеспечит более стабильную работу усилителя. Его сечение должно быть таким же, как и у «плюса».

Все кабели необходимо заложить в гофру. Места их укладки зависят от конструкции автомобиля и положения усилителей, которые чаще всего располагают в багажнике. В некоторых ситуациях для уменьшения длины кабелей фронтальный усилитель может находиться под панелью в салоне.

В любом случае должны соблюдаться следующие требования:

  • Избегать касания к источникам тепла.
  • Количество перегибов должно быть минимальным.
  • Должна быть исключена возможность механического повреждения.

Протяжка силового кабеля по кузову автомобиля

Протяжка проводов это дело серьезное и кропотливое. Силовой кабель желательно прокладывать по кратчайшему пути от АКБ к усилителю или дистрибьютору (если усилителей несколько), в основном он укладывается вдоль порогов к багажнику. Если аккумулятор находится слева по ходу движения, то по левому порогу, если справа — по правому. Силовой кабель не должен пересекаться с межблочными кабелями ни в коем случае, иначе наводок не избежать. При монтаже силовых кабелей обязательно снимается минусовая клемма аккумулятора и убирается подальше или изолируется, дабы избежать неприятностей. Акустические кабеля и кабель Remote можно протягивать как с силовым кабелем, так и с межблочными, на наводки они влияют в редких случаях.

Выбор предохранителя к сечению кабеля

Выбор предохранителя к сечению кабеля

Использование предохранителя является необходимым условием при подключении усилителя. Он защищает все, что идет за ним, при возникновении нештатной ситуации. Его необходимо выбирать, просуммировав номиналы всех предохранителей нагрузки, стоящие за ним, а после этого сравнить с табличным значением.

В случае, если после предохранителя идет разделение кабеля, и в его точке нет защиты, номинал предохранителя должен соответствовать наименьшему сечению провода. То есть, предохранитель должен выйти из строя раньше любого элемента, следующего за ним.

Длина кабеля от АКБ до преда должна быть минимальной, а его расположение – исключать попадание влаги и вероятность повреждений во время технического обслуживания автомобиля.

Выбор предохранителя

Генератор и дополнительный АКБ

После установки системы большой мощности многие автовладельцы наблюдают нарушение работы бортовой аппаратуры, моргание фар и другие неприятные симптомы. Чаще всего это связано с недостаточной мощностью автомобильного генератора. При этом становится невозможной корректная работа самого усилителя, что выражается в снижении мощности и возникновении эффекта перегрузки.
В таком случае может понадобиться замена генератора на более мощный. Для его выбора необходимо просуммировать мощность всех нагрузок в автомобиле. Генератор должен выдавать необходимую мощность на холостом ходу.

Потребление электроэнергии во время работы автомобиля идёт в основном от генератора, поэтому для стабильной работы усилителя достаточно обычной работоспособной АКБ. В случае, если планируется использование автозвука при заглушенном двигателе, без дополнительной батареи с повышенной емкостью обойтись не получится.

Выбор межблочного кабеля для усилителя

Выбор межблочного кабеля

К выбору межблочных кабелей стоит отнестись внимательно.  Ведь от их качества  может зависеть качество звука всей системы.  Профессионалы и любители стараются паять такие кабеля своими руками,  это дешевле и уж точно лучше всяких китайских поделок именитых фирм.

Для этого необходимо выбрать хороший RCA разъем и собственно сам кабель. Кто-то выбирает моножильный, а кто-то многожильный, в зависимости от того какого звучания вы хотите – мягкого или резкого, звонкого или приглушенного, с преукрасом или без. RCA разъемы бывают качественные и не очень, с различным напылением: серебро, золото, медь, что тоже может сказаться на качестве звука.

Использовать можно разные кабеля: от дешевых оптоволоконных до дорогих микрофонных с экранами защиты. Но стоит учитывать, что каждый кабель будет передавать сигнал по-своему и не факт, что итоговое звучание вас устроит.  Поэтому только методом собственных проб и переборов можно понять, что тебе нужно. Так и поступают многие люди в среде аудиофилов.

Тема межблочных кабелей очень долгая и затрагивает в автозвуке  в основном SQ направление. Если вы не заядлый аудиофил, то к выбору межблоков можно отнестись лояльнее. Хорошие  модели стоят от 1500 рублей.

Что такое Remote в усилителе?

Выход Remote на усилителе соединяется с соответствующим разъемом на магнитоле (в большинстве случаев это провод сине-белого цвета). Он отвечает за включение и выключения усилителя вместе с магнитолой. Для подключения можно выбрать кабель любой марки и состава, на качество звука он никак не влияет. Единственное на что стоит обратить внимание – это толщина кабеля, не стоит брать слишком тонкий, т.к. при зажатие в клеммы усилителя он может попросту не прижиматься как следует, либо при сильном зажиме – переламываться.
Если планируется подключение двух и более усилителей в систему, то разумнее и надежнее  будет сделать разводку управляющего провода Remote через реле.

Перед первым включением усилителя необходимо внимательно проверить правильность подключения всей проводки и питания усилителя, плюс к плюсу — минус к минусу, только после этого можно накидывать минусовую клемму на АКБ и запускать усилитель. Все переключения межблочных или акустических кабелей выполнять строго при выключенной магнитоле, а демонтаж или монтаж силовых проводов только при снятой клемме аккумулятора.



2 Comments

  1. Здравствуйте.

    Очень полезная и интересная статья!

    Спасибо Вам за эту информацию.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*